Григорий Михайлович Козинцев (ум. 1973), кинорежиссёр.

Григорий Козинцев родился в Киеве в семье врача Михаила Исааковича и его жены Анны Григорьевны, учился в гимназии. В 1919 году посещал школу живописи Александры Экстер. Вместе с другими учениками школы Козинцев участвовал в праздничном авангардистском оформлении киевских улиц. Более всего привлекал его театр; работу в нём он начал с участия в росписи декораций к знаменитому спектаклю Константина Марджанова «Фуэнта Овехуна». С помощью Марджанова и вместе с друзьями Сергеем Юткевичем и Алексеем Каплером он создал экспериментальный театр «Арлекин», в котором поставил спектакль по сочинённой им самим пьесе, а затем кукольный театр и, наконец, осуществил уличное представление по фольклорной пьесе «Царь Максимиллиан». В начале 1920 года уехал в Петроград, поступил в класс Натана Альтмана в Свободных художественных мастерских (бывш. Академии художеств) и одновременно режиссёром в Студию Театра Комической оперы, руководимого Константином Марджановым.
В декабре 1921 года совместно с Леонидом Траубергом и Георгием Крыжицким написал «Манифест эксцентрического театра», который был провозглашён на организованном ими диспуте. В 1922 году Козинцев и Трауберг организовали Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актёра», и в том же году поставили в ней эксцентрическую переработку «Женитьбы» Н. В. Гоголя. За два года они поставили ещё 3 спектакля по собственным пьесам, а в 1924 году перенесли свои эксперименты в области эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в Киномастерскую «ФЭКС».
Продолжавший театральные опыты первый короткометражный фильм Козинцева и Трауберга по собственному сценарию «Похождения Октябрины» (1924), был попыткой соединить политику (разоблачение нэпмана, помогавшего империалисту) с откровенной буффонадой и, по словам Юрия Тынянова, «необузданным собранием всех трюков, до которых дорвались изголодавшиеся по кино режиссёры». Во второй эксцентрической короткометражке «Мишки против Юденича» (1925) снимались уже не эстрадные и цирковые актёры, пришедшие вместе с режиссёрами из театра (среди них был Сергей Мартинсон), а ученики киномастерской, в том числе Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Андрей Костричкин.
Первый полнометражный фильм Козинцева и Трауберга — романтическая мелодрама «Чёртово колесо» (1926) по сценарию Адриана Пиотровского — был уже зрелой работой. Любовь к яркой эксцентрике сочеталась в ней с убедительным показом городского быта. На этом фильме сложился постоянный творческий коллектив «фэксов»; кроме режиссёров в него вошли кинооператор Андрей Москвин и художник Евгений Еней, работавшие с Козинцевым практически на всех его фильмах.
Следующий фильм фэксов «Шинель» (1926), экранизация «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, стал одним из шедевров советского немого кино. Замечательный сценарий Ю. Н. Тынянова, развивающий его лучшие стороны режиссерский замысел, экспрессивное изобразительное решение и эксцентрическая, на грани гротеска игра актеров привели к созданию фильма стилистически точно отвечающего «манере Гоголя».
Энергично и организованно работавший коллектив фэксов стремился в каждом фильме вести поиск в новом направлении, и в 1926 году выпустил еще и современную комедию «Братишка» (1926) по своему сценарию, а сразу вслед за ней историческую мелодраму «С. В.Д.» (1927) по сценарию Ю. Н. Тынянова и Ю. Г. Оксмана, написанному на материале восстания декабристов. Оба фильма пользовались успехом у зрителей, особенно, «С. В.Д.» — В. Б. Шкловский назвал этот фильм «самой нарядной лентой Советского Союза».
С первой звуковой картиной «Одна» (1931) в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). С 1944 вёл режиссёрскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 профессор).
Его «Дон Кихот» (1957, художник Альберто Санчес, Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации. В 1962 Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964), Ленинская премия (1965), (специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970).
В 1965-71 годах Козинцев руководил режиссёрской мастерской при «Ленфильме». Написал историко-теоретические монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, в 1973 году).
Благодаря фильмам Козинцева стали широко известны за рубежом артисты русской драматической сцены — Юри Ярвет (король Лир, роль озвучивал Зиновий Гердт), Эльза Радзиня (Гертруда), Иннокентий Смоктуновский (Гамлет).

Википедия.