В Германии впервые поднялся в воздух создаваемый совместными усилиями Великобритании, Германии, Испании и Италии истребитель «Еврофайтер-2000».

Еврофайтер Тайфун (англ. Eurofighter Typhoon) — многоцелевой истребитель с передним горизонтальным оперением. Тайфун разрабатывался и производится фирмой Eurofighter GmbH, созданной в 1986 году консорциумом Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS. Исследования перспективного самолёта начались ещё в 1979 году.
В настоящее время ведётся серийное производство истребителя. Самолёт поставлен на вооружение ВВС Германии (Jagdgeschwader 74), Италии, Испании и Великобритании. Австрия заказала 15 истребителей Тайфун. Саудовская Аравия подписала контракт стоимостью 4,43 миллиарда фунтов стерлингов на поставку 72 самолётов.
Производство
Тайфун является уникальным боевым самолётом, который имеет четыре варианта: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из 620 заказанных самолётов.
• Alenia Aeronautica — Левое крыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
• BAE Systems — Передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
• EADS Deutschland — Центральная часть фюзеляжа, центроплан.
• EADS CASA — Правое крыло, предкрылки.
Произодство разделено на три транша, которые в свою очередь делятся на партии и блоки, например, первый транш двухместных самолётов для ВВС Великобритании делится на две партии T1 и T1A.
Снижение радиолокационной заметности
Хотя новый истребитель не относится к категории летательных аппаратов (ЛА), выполненных по технологии «стелс», при его проектировании был выполнен ряд конструктивно-компоновочных мероприятий, направленных на снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР), что, в первую очередь, относится к передним ракурсам облучения РЛС. Сюда входят: утопленные и маскируемые входными устройствами воздухозаборников входные каскады двигателей (сильный источник отражения электромагнитных (ЭМ) излучений). Ряд важных по отражательной способности элементов конструкции самолёта (несущие плоскости, передние кромки элементов горизонтального оперения и стабилизатора) отличаются большим размахом, в силу чего обладают способностью отражения излучения на больших радиусах. Внешние подвески управляемых ракет выполнены полуутопленными, что позволяет частично экранировать конструкцией самолёта подвески ракет от падающего ЭМ излучения. Лидирующие по отражательной способности участки и элементы конструкции истребителя "Еврофайтер" покрыты радиопоглощающими материалами, преимущественно разработки концерна EADS/DASA. К ним относятся: передняя кромка крыла, входные кромки и внутренние поверхности воздухозаборников, руль направления и примыкающие к нему поверхности и т.п. У истребителя «Тайфун» нет внутренних отсеков вооружения. Вместо них используются узлы внешней подвески, ухудшающие показатели ЭПР, но, одновременно, позволяющие расширить номенклатуру и варианты применяемого вооружения.
Бортовая РЛС Captor, установленная на истребителе «Тайфун», относительно легко, сравнительно с более совершенными РЛС, обнаруживается по собственному излучению. Для уменьшения электромагнитных излучений РЛС на истребителе установлена автоматизированная система управления излучением EMCON. Планами министерства обороны Германии предусматривается, начиная с 2012 года, оснащение истребителей «Еврофайтер» ВВС Германии улучшенной станцией Captor-E. По данным ВВС Великобритании показатели ЭПР истребителя «Еврофайтер» лучше требований, выставленных к самолёту военно-воздушными силами. Согласно замечаниям BAE Systems, отражённый сигнал составляет приблизительно четвёртую часть от соответствующего значения самолёта «Торнадо». И хотя официальные данные не публиковались, можно понять, что ЭПР самолёта «Еврофайтер» составляет менее одного кв. метра. По данным производителя, величина ЭПР «Еврофайтера» минимальна среди всех находящихся в производстве самолётов. Указанному значению соответствуют оценки величины ЭПР истребителя «Рафаль» 2 кв. метра, и американского самолёта F-117 0,0025 кв. метров
Боевая эффективность истребителя-перехватчика «Еврофайтер» была продемонстрирована в конце 2004 года над территорией Британии. В ходе встречи двухместного британского «Еврофайтера» с двумя американскими истребителями F-15E по инициативе американцев имитировалось боевое столкновение. «Еврофайтеру» удалось за короткое время энергичным маневрированием обмануть «противника» и имитировать поражение обеих машин.
Силовая установка
Согласно межправительственному соглашению четырех государств, Велибритания, Германия, Италия и Испания обязались участвовать в совместной разработке и последующем изготовлении двигателя нового поколения для истребителя «Еврофайтер».
• 1983 год – начало программы разработки двигателя (EFA-Programm) на основе двигателя RB 199 многоцелевого самолёта «Торнадо». По другим данным двигатель создается на базе экспериментального двигателя Rolls-Royce XG.40.
• 1986 год – год основания консорциума Eurojet Turbo GmbH для проектирования, разработки и последующего выпуска двигателя EJ200. Основателями консорциума стали: Rolls-Royce (Великобритания), FiatAvio (Италия), ITP (Испания) и MTU Aero Engines (Германия). Консорциум Eurojet Turbo GmbH располагается в местечке Hallbergmoos, пригороде Мюнхена, и связан договорными отношениями агентством NETMA (НАТО), в свою очередь, являющимся партнером всех названных государств.
Проектные требования к двигателю EJ200
• повышенная удельная тяга для достижения высокой маневренности самолёта;
• многорежимность;
• обеспечение высокой удельной тяги и низкого удельного расхода топлива в условиях крейсерского полета, как с дозвуковой, так и со сверхзвуковой скоростью;
• улучшение управляемости;
• значительное увеличение ресурса двигателя и его компонентов;
• высокий уровень диагностики двигателя.
• 1988 год – Подписание контракта на разработку двигателя.
• 1991 год - Первое испытание.
• 1994 год - Первый полёт «Еврофайтера».
• 1998 год - Контракт на производство опытной партии.
• 2000 год - Завершение лётных испытаний и допуск к лётной эксплуатации.
• 2001 год - Поставка первых серийных двигателей.
• 2003 год - Начало серийного производства при полной эксплуатационной готовности.
• 2004 год - Подписание контракта на производство второй партии (транша) двигателей.
• 2005 год - В конце августа достигнута наработка двигателя 10000 часов, на конец октября поставлено 277 двигателей.
• 2007 год - Достигнута наработка двигателя 35000 часов.

Германская фирма MTU разработала ступени компрессора низкого и высокого давления, а также модуль цифровой системы электронного управления двигателем. Ступень компрессора низкого давления выполнена по технологии Blisk-Technologie, предусматривающей изготовлении диска и лопаток из одной заготовки. Компрессор высокого давления, лопатки которого выполнены с изогнутой продольной осью (3D-Beschaufelung), при пяти ступенях обеспечивает степень сжатия 6:1. Сообщалось об изготовлении ступеней компрессора из титанового сплава IMI834. Турбина высокого- и низкого давления - одноступенчатые, диски выполнены их порошкового сплава, рабочие лопатки - из монокритсаллического сплава низкой плотности. Выбранная схема расположения двигателей «Еврофайтера», при которой оба двигателя расположены рядом, поставила перед разработчиком Eurojet Turbo исключительно сложную задачу – спроектировать двигатели таким образом, что бы при пуске ракет, раскалённые продукты сгорания топлива ракетного двигателя не нарушали работу силовой установки самолёта. Попадание газовой струи с высокой температурой представляет для двигателей самолёта высокую опасность. Следствием высокой температуры газов на входе в двигатель обычно является срыв потока – т.н. помпаж. Воздух не поступает более через проточную часть компрессора, а выдавливается в обратном направлении, на входе в компрессор происходят пульсация воздушного потока. За этим обычно следует срыв процесса горения в камере сгорания и останов двигателя. Указанная задача была успешно решена использованием специальной форсунки, опробованной при проведении обширных (порядка 100) стендовых испытаний двигателя EJ200 в Мюнхене и в Штутгарте, где оборудована специальная высотная камера для испытаний ТРДДФ.
В рамках программы развития двигателя EJ200 проводятся работы по созданию устройства управления вектором тяги. Речь идет о трёхмерном отклонении вектора тяги двигателя, подобно тому, как это осуществлялось при испытаниях аппарата в рамках совместного германо-американского проекта X-31. Целью подобных мероприятий является:
• Обеспечение отклонения вектора тяги по всем направлениям до 23,5° со скоростью отклонения до 110°/с.
• Возникновение бокового усилия величиной до 20 кН, составляющего одну треть сухой тяги двигателя.
• Повышение тяговооруженности приблизительно на 7 процентов в области сверхзвуковых скоростей.
• Повышение максимальной взлётной тяговооруженности приблизительно на 2 процента.
• Обеспечение более низкого сопротивления в области сверхзвуковых скоростей. Несмотря на наличие управляющих поверхностей, возможность использования двигательной установки для облегчения управляемости самолётом.
• Сокращение до 20 процентов длины разбега при взлёте и пробега при посадке машины, что было продемонстрировано при испытаниях прототипа Х-31.
Тактико-технические характеристики истребителя Typhoon
Технические характеристики
• Экипаж: 1 человек (F.2,FGR.4) или 2 человека (T.1/T.1A)
• Длина: 15,96 м
• Размах крыла: 10,95 м
• Высота: 5,28 м
• Площадь крыла: 50 м²
• Угол стреловидности по передней кромке: 55o
• Коэффициент удлинения крыла: 2,2
• Масса пустого: 9999 кг
• Масса снаряжённого: 15 550 кг
• Максимальная взлётная масса: 23 000 кг
• Масса топлива: 4 000 кг (во внутренних баках)
• Двигатели: 2× ТРДДФ Eurojet EJ 200
• Тяга:
o максимальная: 2× 6120 кгс (60 кН)
o на форсаже: 2× 9180 кгс (90 кН)
Лётные характеристики
• Максимальная скорость:
o на высоте: 2 Маха
o у земли: 1,2 Маха (1390 км/ч)
• Боевой радиус действия, км
o в режиме истребителя 1389
o в режиме ударного самолёта 601
• Перегоночная дальность: 3 790 км
• Практический потолок: 19 812 м
• Скороподъёмность: >315 м/с (точные данные засекречены)
• Длина разбега/пробега: 500 м (снаряжённый)
• Нагрузка на крыло: 311 кг/м²
• Тяговооружённость: 1,18
• Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9/-3
• ЭПР: ~2 м²
Вооружение
• Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка Маузер BK-27 в корневой части правого полукрыла
• Точек подвески: 13
• Боевая нагрузка: ~6 500 кг различного вооружения:
o Ракеты «воздух-воздух»: AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T и в будущем MBDA Meteor
o Ракеты «воздух-земля»: AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow («Scalp EG»), Brimstone, Taurus, Penguin и в будущем AGM Armiger
o Бомбы: Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBO
o Лазерная система целеуказания, например, контейнер LITENING
Авионика
• РЛС: РЛС с АФАР CAESAR

Википедия