Василий Иванович Качалов (1875-1948), русский советский актёр

Васи́лий Ива́нович Кача́лов (настоящая фамилия Шверубо́вич, 1875, Вильна — 1948) — русский и советский театральный актёр; народный артист СССР (1936), лауреат Сталинской премии (1943); награждён двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени; отец театрального деятеля, мемуариста Вадима Шверубовича.

Ранние годы

Василий Иванович родился 30 января (11 февраля) 1875 года в Вильне, в семье священника Иоанна Шверубовича, настоятеля Никольской церкви. Учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с Ф. Э. Дзержинским; одноклассник и неразлучный друг — Константин Галковский, впоследствии литовский композитор Константинас Галкаускас. Гимназистом участвовал в любительских спектаклях и приобрел репутацию декламатора и актёра. Окончив гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Бывал в Вильне на каникулах. В 1896 году на студенческих каникулах играл вместе с В. Ф. Комиссаржевской во время её гастролей в пьесе Г. Зудермана «Бой бабочек». Позднее выступал в Вильне и Ковне на гастролях Московского художественного театра.

По воспоминаниям, однажды прочитав в Питерской газете некролог Качалова решил взять его фамилию, а в дальнейшем познакомился с его сыном (Качалов, Николай Николаевич) и рассказал ему эту историю что послужило началом их дружбы.

Театральная карьера

В Санкт-Петербурге в 1896 году поступил актёром в Театр Литературно-артистического общества, фактическим владельцем которого был А. С. Суворин (1834—1912; владелец и редактор газеты «Новое время»). Суворин придумал сценический псевдоним Качалов, заменивший неблагозвучную фамилию Шверубович. Играл на провинциальных сценах в гастрольной труппе В. П. Далматова, в труппе товарищества М. М. Бородая в Казани и Саратове (1897—1900).
Московский Художественный театр

Известность пришла к Качалову, когда он в 1900 перешёл в московский Художественный театр К. С. Станиславского и Немировича-Данченко и стал одним из его ведущих актёров. Дебют в роли Берендея в «Снегурочке» по пьесе А. Н. Островского (1900). Создал в МХАТе 55 ролей, в частности роли Тузенбаха («Три сестры» А. П. Чехова, 1901), Барона («На дне» Максима Горького, 1902), Юлия Цезаря («Юлий Цезарь» В. Шекспира), Трофимова («Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 1904), Вершинина («Бронепоезд 14—69» В. В. Иванова, 1932), Захара Бардина («Враги» Максима Горького), Дон Жуана («Каменный гость» А. С. Пушкина), Гамлета, Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), также роли в спектаклях по пьесам Л. Н. Андреева, Гауптмана, Ибсена, романам «Бесы» (Ставрогин) и «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и «Воскресение» Л. Н. Толстого.

Актёр скончался 30 сентября 1948 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Исполнительское искусство

Благодаря выдающимся достоинствам голоса и артистизму, Качалов оставил заметный след в таком особом роде деятельности, как исполнение произведений поэзии (Сергея Есенина, Эдуарда Багрицкого и др.) и прозы (Л. Н. Толстого) в концертах, на радио, в записях на граммофонных пластинках.
Википедия