Матильда Феликсовна Кшесинская (Matylda Krzesińska) (р. 1872), русская балерина польского происхождения.

Окончила Императорское театральное училище, в разное время её учителями были Лев Иванов, Екатерина Вазем, Xристиан Иогансон. Танцевала в Мариинском театре с 1890 (года окончания училища) по 1917 год. Испытала сильное влияние искусства В.Цукки: «У меня было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры. Не знаю, к чему это привело бы, если бы появление на нашей сцене Цукки сразу не изменило бы моего настроения, открыв мне смысл и значение нашего искусства» [1]

Творчество Кшесинской началось в балетах М. И. Петипа (партии: фея Драже («Щелкунчик»), Пахита; Млада («Млада»), Одетта-Одиллия, Никия и другие. Мягкую пластику русской школы Кшесинская решила дополнить виртуозностью итальянской школы, для чего, уже став артисткой, брала уроки у Энрико Чеккетти.

Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно ее приглашал в свои спектакли Михаил Фокин («Эвника», 1907; «Бабочки», 1912; «Эрос», 1915). Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей (партии Лизы (1896), Аспиччии (1898), Эсмеральды (1899). С появлением на сцене Кшесинской стала сходить на нет практика приглашения иностранных гастролёрш. Она первая на русской сцене исполнила знаменитые 32 фуэте.

Кшесинская славилась не только своим мастерством, но и умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Косвенным образом она послужила причиной отставки с поста директора Императорских театров князя С. М. Волконского.


Википедия.